• 29-30 марта 2018 г.
  • г. Москва
  • Лектор: Толстобоков Олег Николаевич
  • 2 дня

Закупки по № 223-ФЗ: итоги 2017 года. Подготовка к новациям 2018-19 гг., пути решения неоднозначных вопросов практики и анализ выявляемых нарушений, контроль условий и порядка проведения закупок. Электронные закупки. Алгоритм и особенности закупок у СМСП


Семинар проводят:
Толстобоков Олег Николаевич – к.т.н., доцент кафедры государственных и корпоративных закупок ГОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования» Минобрнауки России, действующий эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ, аккредитованный Министерством юстиции РФ (свидетельство №2390 от 28.04.2016), эксперт по качеству (№ диплома БВС 0928033), референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, соавтор совместного издания Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, ФАС России для заказчиков и поставщиков «Проверки, контроль и надзор в сфере госзаказа», автор более 195 статей по практике надзора, контроля и аудита закупок, опубликованных в 2013-2018 годах в специализированных изданиях; 2011-2014 старший инспектор по комплексному контролю государственных и общественных закупок Счетной палаты Российской Федерации; 2008-2011 заместитель начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России.


ПРОГРАММА

Практическая значимость нововведений в № 223-ФЗ для «маленьких» и крупных заказчиков: обзор изменений, внесенных 31.12.2017 г. № 505-ФЗ и пути их реализации (опорные схемы, таблицы, сравнительный анализ, полезный опыт совершенствования закупочной деятельности поправок, вступивших в законную силу с 1 января 2018 г.);

  • Реализация последовательного (поэтапного) изменения «пакетных» изменений № 223-ФЗ, вступающих в силу с 1 июля 2018 г. АНОНС: подготовки НПА в развитие принятых нововведений (БЛОК-СХЕМА)

    • КЕЙС СТАДИ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ особенности закупок до 1 июля 2018 г., после 1 июля 2018 г. и с 1 января 2019 г. на ПРИМЕРАХ (ежемесячной отчетности, закупок неконкурентным способом (ед. поставщика), указания или эквивалент в ТЗ, разъяснения положений документации о конкурентной закупке, публикации извещений и документации, закупок у СМП и ССП и т.д.)


      ИТОГИ прокурорских проверок закупок отдельных видов юридических лиц в 2017 году: ненадлежащее исполнение обязанностей по информационной открытости закупок, нарушения антикоррупционного законодательства, мошеннические схемы использования денежных средств в интересах бизнес менеджеров:
      • Создание юр. лицами наиболее благоприятных условий отдельным хозяйствующим субъектам и искусственное ограничение круга участников закупок;
      • Конфликт интересов в закупках и не приемлемое принятие мер по его урегулированию со стороны руководителей юр. лиц;
      • Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работниками и работодателем, как нарушение трудового законодательства;
      • Сомнения в объективности принятия решений членами закупочных комиссий о признании победителями закупок;
      • Допустимость минимально необходимых требований, предъявляемым к объектам закупки ПРАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ;
      • Критерии законного/не законного ограничения размещения информации о закупках.

      КЕЙС-СТАДИ: Объективные препятствия для исполнения установленных законом требований по размещению информации о закупках.

      Меры прокурорского реагирования, направленные на устранение правонарушений в сфере закупок по 223-ФЗ: протесты прокуратуры на положения о закупках, представления, инициирование привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности:
      • Удовлетворение протестов прокуратуры и приведение в соответствие положений о закупках;
      • Пути практической реализации восстановления нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности;
      • Привлечение должностных лиц к дисциплинарной ответственности и принятие мер к недопущению аналогичных нарушений впредь;
      • Злоупотребления со стороны организаторов закупок, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить договора с заранее определёнными лицами.

        • Доказательства, свидетельствующие о принятии юр. лицами мер по соблюдению законодательства РФ в сфере закупок.

          Оценка полноты, правовых, информационных и методических основ обеспечения законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным договорам: обзор результатов проведения аудита закупок в 2017 году (на примерах контрольно-счетных органов (КСО) субъектов РФ):
          • Не заинтересованность должностных лиц заказчиков в повышении эффективности закупок и формальное соблюдение требований закона № 223 –ФЗ;
          • Отсутствие отлаженной системы взаимодействия структурных подразделений заказчиков при планировании закупок, подготовки документации (технической части, проектов договоров и пр.);
          • Расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг без применения установленных общих принципов закупки товаров, работ, услуг и соблюдения основных требований к закупке;
          • Использование не по назначению средств привлеченных для обеспечения заявок на участие в торгах.

          Проблематика применения № 223-ФЗ с позиции СП РФ (отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок и регулирования деятельности операторов электронных площадок, а также норм, направленных на повышение эффективности расходования средств на закупки и др.):
          • Отражение в практике реализации в 2017 году минимизации закупок у ед. поставщика (подрядчика, исполнителя); достоверности информации, размещаемой в ЕИС; обоснований НМЦД;
          • Низкий уровень конкуренции процедур и не достаточность действий заказчика для создания условий для конкуренции: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ примеры;
          • Свобода заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения: теория и практика.

          КЕЙС –СТАДИ: КАК выявить факты несоответствия описания требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам, потребительским свойствам товара, работы, услуги, к размерам, отгрузке товара, к результатам работы, которые определены положением о закупке.

          Результаты контроля реализации ключевых нововведений 2017 года в законодательство о закупках: выводы проверяющих, позиции участников закупок и организаторов закупок:
          Выписка из реестра членов СРО в составе заявки в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ от 03.07.2016 № 372-ФЗ, вступившей в законную силу 1 июля 2017 г.: анализ сформированной за II полугодие 2017 г. практики контроля ФАС России:
          • Системное толкования норм части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ и пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о КС с целью установления требований о дате выдачи выписки;
          • Закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для членов СРО с компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств и совокупным размером обязательств по договорам, не превышающим уровень ответственности участника
          • Правомерность отсутствия требований о наличии документа, подтверждающего членство в СРО при осуществлении закупок до 3 и более млн. рублей;
          • Выписка из реестра СРО на капительный ремонт системы отопления и разработку рабочей документации: неоднозначная практика реализации;
          • Ошибки предоставления выписок из реестра СРО, не подтверждающих членство СРО в соответствующей области;
          • Полномочия ФАС России оценивать действительность (недействительность) выписки о членстве в СРО, а также законность (незаконность) членства подрядчиков и проектировщиков в СРО.

          Импортозамещение (преференции отечественным поставщикам, подрядчикам, исполнителям) в корпоративных закупках: неоднозначные и противоречивые пути и способы реализации ПП РФ от 16.09.2016 № 925:
          • Легитимные способы неприменения ПП РФ с позиции ЦА ФАС и УФАС России (правомерность требований исключительно российских товаров, указаний страны происхождения «Россия» в ТЗ, отсутствие в положении о закупке сведений о необходимости установления преференций и т.д.);
          • Требования положений о закупках прошедших контроль организаторов закупок в части применения преференции и право заказчика о применении ПП РФ № 925;
          • Неверное определение победителей закупок по причине отсутствий сведений о преференциях в документации о закупке: практика УФАС России при рассмотрении жалоб участников закупок;
          • Обязательные условия приоритета российских товаров, работ, услуг при реализации ПП РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 в закупках обороны и безопасности (включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей) и закупки работ по герметизации межпанельных швов в многоквартирных домах, оказания услуг по охране, приобретения бульдозера;
          • Правомерность неисполнения предписаний УФАС России о внесении изменений в положение о закупке в части установления требований о преференциях: обзор практики 2017 года;
          • Декларирование страны происхождения товара «Россия» как российского производителя или производителя одной из стран Евразийского экономического союза: неукоснительное соблюдение «духа» и буквы» ПП РФ № 925;
          • Последствия некорректного толкования ПП РФ в отношении России и еще 170 странам-участниц ВТО и ЕврАзЭС (США, Япония, Украина, Швеция, Франция, Гамбия, Лаос и др.);
          • Преимущество, благоприятствование, привилегия, иммунитет товарам, производимым на территории Китайской Республики: правовые причины с позиции ЦА ФАС России;
          • Диспозиции нормы пункта 1 ПП РФ № 925 в отношении товаров российского происхождения по отношению к странам участникам Всемирной торговой организации и странам-участникам Евразийского экономического союза: ПРАКТИКУМ рассмотрения жалоб участников закупок в ЦА и УФАС России.

          Изменение позиций контроля и судов по спорным вопросам закупочной деятельности в 2017 году: практические нюансы:
          • Электронные носители (компакт-диски, флэшки) с документами, подаваемыми в составе заявки: положения Закона об электронной подписи, технические возможности заказчиков, позиции ФАС России и Минэкономразвития России (на примерах выписки из ЕГРЮЛ);
          • Уточняющие содержание заявок запросы заказчиков как основание недопущения ограничения конкуренции;
          • Право отказаться от всех полученных предложений по любой причине или прекратить процедуру закупки в любой момент, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупок: пределы допустимой практики;
          • Товарная накладная, акт приемки, платежное поручение как сведения об исполнении договоров в реестр договоров;
          • Право комиссии приравнивать для целей оценки значения, содержащиеся в заявках участников к минимальным (максимальным) значениям: КЕЙС по критериям и порядкам оценки заявок.

          Формирование, утверждение, а также подготовка проектов планов закупок на 2018 год:
          • Трудности практической реализации соблюдения сроков утверждения и публикации в ЕИС;
          • Допустимость осуществления закупок в отсутствие размещенного в ЕИС плана закупок либо «нулевого» плана закупок;
          • Проведение закупок ранее установленных в плане дат и безосновательное не проведение запланированных закупок;
          • Изменение плана закупок как обязательства заказчика перед публикацией в ЕИС извещений;
          • Отсутствие идентификация закупок предусмотренных планом закупок и публикуемыми в ЕИС извещений по количественным и ценовым показателям объекта поставки, способ ее размещения, минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам);

          Принцип обеспечения конкуренции при осуществлении закупок и «уход» от проведения конкурентных закупок: позиции контроля, надзора и аудита закупок:
          • Ошибки регламентации проведения процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
          • Нерациональные выборы конкурентного способа закупки: специфика защиты позиции заказчика;
          • Закупки в одно время одного и того же разными договорами до 100 тысяч, а также исключения конкурентных способов закупки путем заключения нескольких договоров с единственным подрядчиком (исполнителем) от одной и той же даты, предметом которых являлось выполнение работ на одном объекте.
          Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на грани дозволенного: их законность и обоснованность как НОВАЯ практика контроля и надзора 2017 года, АНОНС практики 2018 года:
          • Нарушения ограничений по сумме договоров, заключаемых у ед. поставщика, предусмотренного положением о закупке: обзор практики применения штрафов;
          • Увеличение в положении о закупке суммы прямого договора со 100 тысяч до 2 млн. рублей: плюсы и минусы;
          • Ущемление имущественных интересов участников закупок при заключении договоров с ед. поставщиками: расчет упущенной выгоды и внеплановые проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства;
          • Подача жалоб в ФАС России при осуществлении закупок у ед. поставщика: конкретные примеры обоснованных и необоснованных доводов заявителей;
          • Обоснование закупок у единственного поставщика: типичные ошибки и анализ досудебной и судебной практики в части исключительности закупок без применения конкурентных способов;
          • Пошаговый алгоритм признания недействительными договоров, заключенных с ед. поставщиками в судебном порядке;
          • Правомерность подведения итогов закупки у ед. поставщика ранее установленных дат в извещении, не обоснования цены договора, не включения в план закупок, «десятидневного моратория» на заключение прямого договора: позиции ЦА ФАС и УФАС России;
          • Протокол закупки у ед. поставщика: все «за» и «против»;
          • Безошибочное отражение коммунальных договоров, заключенных 1 января 2017 в реестре договоров: позиции прокуратуры и УФАС России;
          • Предотвращение негативных последствий закупок у ед. поставщика силами организатора закупки;
          • ОБЗОР протестов и требований прокуратуры незаконно предусматривающих возможности закупок у ед. поставщика.

          Полнота раскрытия информация о закупке п. 2 ст. 448 ГК РФ с учетом положений о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам, так и из недопустимости ограничения конкуренции (п.1 ст. 10 ГК РФ):
          • Четкие и определенные регламентации моментов исчисления сроков в законодательстве РФ и 223-ФЗ и подзаконных НПА (праздничные, выходные дни, фактическое подписание договоров за пределами отчетного месяца;
          • Выводы ФАС России о Легитимность, составляемых и публикуемых в ЕИС протоколов: ошибки
          • Не размещение в ЕИС информации о годовом объеме закупок у субъектов МП и СП и специфика возложения полномочий по проведению в соответствии со ст. 5.1. № 223-ФЗ по проведению оценки соответствия и осуществлению мониторинга планов закупок товаров, работ, услуг, годовых отчетов, подготовленных отдельными заказчиками: региональные аспекты практической реализации.

          Подтверждение возможности надлежащего исполнения обязательств по договору (предоставление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров; наличие опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым и (или) положительной деловой репутации и т.д.):
          Недобросовестное поведение как очевидное отклонение действий участников гражданского оборота от добросовестного поведения: отражение в практике контроля ФАС России Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
          • Право организатора закупки направлять запросы с целью установления обстоятельств, вызывающих сомнения;
          • Отсутствие заявок в закупке как доказательство формирования требований к участникам закупкам в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

          ПРАКТИКУМ: Недостоверные сведения в заявке как сведения не соответствующие действительности с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ как факты или события, которые не имели места в реальности вовремя, которому относятся указанные сведения.

          Закупки не уникальных товаров, имеющих аналоги на рынке:
          • Возможность поставки эквивалентного товара, обладающего необходимыми характеристиками как соответствие /не соответствие требованиям Положениям о закупках и законодательства;
          • Право поставки товара, подтверждаемое производителем;
          • Критерии аналогичности предмету закупки требований о наличии опыта участника закупки;
          • Превосходство по качеству аналогичных (эквивалентных) товаров, предлагаемых к поставке.

          КЕЙС СТАДИ: Как выявить в закупочной документации необъективное описание объекта закупки?

          Влияние нарушений на результаты закупки и ограничение конкуренции по отношению к участникам закупок:
          • Технические ошибки организаторов закупок: оперативное устроение и исключение нарушения прав и интересов участников закупок
          • Наличие здоровой конкуренции и не нарушение принципа равноправия и справедливости;
          • Признание вины организаторами закупок по причине непредставления необходимой для закупок информации инициаторами закупок;
          • Уход в ежегодный оплачиваемый отпуск, на больничный ответственных должностных лиц как обстоятельства доказывающее (недосказывающее) нарушение установленных законом сроков размещения информации.
          Императивный характер и исчерпывающие основания для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган с учетом определения Верховного суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592; от 02.10.2017 № N 309-КГ17-7502): практика 2017 года и тенденции реализации в 2018 году:
          • Доказательства нарушения прав участников закупки не подававших заявки для целей обжалований действий (бездействий) заказчика в ФАС России;
          • Отсутствие оснований для рассмотрения жалоб участников закупок;
          • Доказательства трудновыполнимости и избыточности требований закупочной документации;
          • Мотивированное обоснование заказчиками требований с целью признания доводов жалоб о ограничении конкуренции необоснованными.

          ПРАКТИКУМ: Расчет срок давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

          Отсутствие четкого разграничения должностных обязанностей и ответственности сотрудников заказчика при осуществлении закупок:
          • Нарушения положений о закупках в части создания закупочных комиссий;
          • Ошибки должностных инструкций в части контроля за соблюдением порядка проведения процедур закупок и размещения информации в ЕИС;
          • Правила определения должностных лиц учреждений, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений (позиции прокуратуры).

          КВЕСТ: Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, обстоятельства, смягчающие адм. ответственность и обстоятельства, указывающие на малозначительность допущенного правонарушения (на примерах назначения ФАС России штрафов должностным и юридическим лицам в 2017 году).


          Закупки у СМП и ССП: увеличение доли закупок в 2018 г. и перечня юр. лиц в обязанности которых входит осуществление закупок у малых и средних предпринимателей (ПП РФ от 19.08.2018 № 819 и от 15.11.2017 N 1383):
          • Двухуровневая система контроля доступа к закупкам СМП и ССП: реализация в практике 2017-2018 гг.;
          • Незаконные ограничения информации о закупках и СМП и ССП с позиции прокуратуры;
          • Рассмотрение жалоб участников закупок на годовые отчеты о закупках у СМП и ССП;
          • Обоснования необходимости проведения закупок у СМП и ССП: отличия для разных категорий и групп заказчиков;
          • Формальные основания реализации ПП РФ от 11.12.2014 № 1352.:
          КРУГЛЫЙ СТОЛ: типовые ошибки заказчиков, участников закупок и контрольно-надзорных органов. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ разбор конкретных ситуаций.

          Варианты стоимости обучения:
          Участие в 2-х дневном семинаре– 29 900 руб./чел.
          При обучении 2-х и более сотрудников от одной организации – 27 900 руб./чел.
          В стоимость входит: обучение, методические материалы, обеды, кофе-брейки, минеральная вода, сертификат участника.


          При оплате обучения до 16 февраля 2018 г. – Скидка 10%!

          АКЦИЯ: Стоимость обучения 4-х представителей от одной организации с выдачей именных сертификатов при условии 100% предоплаты составляет – 79 900 руб. НДС не взимается.

          Дополнительно оплачивается Диплом о профессиональной переподготовке «Эксперт в сфере закупок» 258 ак. часов (дистанционное обучение 6 недель) – 4 000 руб.
          					Array
          (
              [ID] => 10
              [TIMESTAMP_X] => 2017-01-17 14:18:42
              [IBLOCK_ID] => 1
              [NAME] => Файл программы семинара
              [ACTIVE] => Y
              [SORT] => 90
              [CODE] => PROGRAM_FILE
              [DEFAULT_VALUE] => 
              [PROPERTY_TYPE] => F
              [ROW_COUNT] => 1
              [COL_COUNT] => 30
              [LIST_TYPE] => L
              [MULTIPLE] => N
              [XML_ID] => 
              [FILE_TYPE] => 
              [MULTIPLE_CNT] => 5
              [TMP_ID] => 
              [LINK_IBLOCK_ID] => 0
              [WITH_DESCRIPTION] => N
              [SEARCHABLE] => N
              [FILTRABLE] => N
              [IS_REQUIRED] => N
              [VERSION] => 1
              [USER_TYPE] => 
              [USER_TYPE_SETTINGS] => 
              [HINT] => 
              [PROPERTY_VALUE_ID] => 1210
              [VALUE] => 173
              [DESCRIPTION] => 
              [VALUE_ENUM] => 
              [VALUE_XML_ID] => 
              [VALUE_SORT] => 
              [~VALUE] => 173
              [~DESCRIPTION] => 
              [~NAME] => Файл программы семинара
              [~DEFAULT_VALUE] => 
          )
          				
          Скачать файл программы семинара
Запись на семинар
Корпоративное обучение