- 03-06 декабря 2024 г.
- г. Москва
- Лектор:
- 4 дня
XVII ежегодная итоговая практическая конференция: Реформа госзакупок. Контрактная система 44-ФЗ и 223-ФЗ в сфере закупок товаров, работ и услуг
ЛЕКТОРЫ:
Бабунов Сергей Валерьевич – старший лектор и руководитель учебно-методического и экспертно-консультационного центра, более 13 лет преподавательской деятельности (в том числе обучение работе с электронными торговыми площадками, проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки), опыт работы заведующим кафедрой государственных (муниципальных) и корпоративных закупок в федеральном ВУЗе (2018 – 2021 гг., г. Москва), эксперт-практик с опытом работы Главным государственным инспектором в Управлении контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России (2010г.), автор статей специализированных изданий, более 17 лет практики по организации и сопровождению торгов (самые крупные сопровождаемые торги – 9,8 млрд. рублей).
Герасимова Светлана Витальевна – руководитель проектов ГК Ростех по реализации мероприятий, направленных на совершенствование взаимодействия с органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.
Емцова Оксана Анатольевна – кандидат экономических наук, эксперт Национальной ассоциации институтов госзакупок, член рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствовании государственных закупок и государственных инвестиций.
Межникова Юлия Львовна - эксперт-практик в сфере государственного и муниципального заказа, преподаватель-практик с 2009 года, адвокат с опытом активной практики в Государственных закупках как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков с 2001 года, член Ассоциации участников торгово-закупочной деятельности и развития конкуренции «Национальная ассоциация институтов закупок».
А также представители Счетной палаты и ФАС РФ.
_______________________________________________________________________________
ТЕМАТИКА:
03-04 декабря 2024г. – сессия 44-ФЗ: Практика реализации контрактной системы в 2024 году. Система контроля в сфере государственных и муниципальных закупок. Административная и арбитражная практика.
05-06 декабря 2024г. – сессия 223-ФЗ: Итоги реализации 223-ФЗ. Актуальные вопросы практики применения с учетом изменений в законодательстве.
ПРОГРАММА:
03 декабря 2024г.
09:30-10:00 Регистрация
10:00-17:00 Работа семинара
11:00-11:30 Кофе-пауза
13:00-14:00 Обед
1-й Лектор: Представитель Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.
Применение Закона о КС. Обзор текущей практики проверок и рассмотрения жалоб по существу. Основные нарушения закона о КС, выявляемые в ходе рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок контролирующими органами. Разъяснения ФАС РФ по сложным вопросам применения норм Закона о КС.
· Практика применения законодательства о контрактной системе с учетом новаций 2024 года.
· Типичные ошибки заказчиков при проведении закупочных процедур.
· Обзор вопросов, связанных с применением ПП 2604, 2571.
· Некоторые вопросы, связанные с применение национального режима.
· Реестр недобросовестных поставщиков: разбор практических ситуаций.
· Новое в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
2-й лектор: Герасимова Светлана Витальевна
Аудит (контроль) в сфере закупок: методология проверок и выявляемые нарушения. Обзор актуальных вопросов практики проведения аудита (контроля) в сфере закупок.
· Методическое обеспечение аудита (контроля) в сфере закупок.
· Порядок и правила проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:
- основания, порядок, форма, периодичность, сроки и виды проверок;
- оформление результатов проверок;
- порядок, сроки направления и исполнения представлений и предписаний.
· Ответственность за неисполнение представлений и предписаний.
· Обзор типовых нарушений, выявляемых при проведении аудита (контроля) в сфере закупок.
· Административные правонарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий.
04 декабря 2024г.
09:30-10:00 Регистрация
10:00-17:00 Работа семинара
11:00-11:30 Кофе-пауза
13:00-14:00 Обед
Лектор: Межникова Юлия Львовна
Исполнение государственных контрактов в 2024 г.
· Трудности, специальные условия, риски одностороннего расторжения.
· Существенные условия контракта.
· Ответственность за неисполнение обязательств.
· Основания и ограничения для внесения изменений в действующие контракты - Особый случай – антикризисные меры.
· Расторжение по соглашению сторон – как избежать рисков.
· Одностороннее расторжение – основания, порядок, возможности урегулировать конфликт, последствия для заказчика и для поставщика.
· Как избежать попадания в РНП и доказать невозможность исполнения условий контракта.
· Обзор практики оспаривания односторонних расторжений в судебном порядке.
05 декабря 2024г.
09:30-10:00 Регистрация
10:00-17:00 Работа семинара
11:00-11:30 Кофе-пауза
13:00-14:00 Обед
1-й Лектор: Герасимова Светлана Витальевна
223-ФЗ: Объекты аудита (контроля), их права и обязанности. Особенности взаимодействия сторон при проверках Счетной палаты Российской Федерации.
· Как правильно подготовиться к проверке Счетной палаты.
· Как защитить интересы своей организации при проверке.
· Как оперативно исправить выявленные нарушения и недостатки.
· Как грамотно составить правовую позицию по каждому выявленному недостатку и нарушению.
2-й Лектор: Емцова Оксана Анатольевна
223-ФЗ: Организация эффективных закупок в условиях санкций. Обзор арбитражной и административной практики.
· Регламентация закупок заказчиков, находящихся под санкциями. Требования по порядку организации закупочных процедур. Позиция контрольных органов.
· Какие заказчики и по каким основаниям могут организовывать закрытые закупочные процедуры. Регламентация проведения закрытых процедур: требования. Особенности организации закупок по ГОЗ. Введение специальных экономических мер. Доступ сведениям и контроль.
· Обзор арбитражной и административной практики по вопросам: возможности подачи коллективной заявки в закупках СМП, условий организации неконкурентных закупочных процедур и их переквалификации в конкурентные, необусловленного проведения закупок у единственного поставщика, антиконкурентных соглашений, по недостоверности отчетов.
· Обзор Постановления № 2 от 04.03.2021 Пленума ВС в части применения норм 135-ФЗ к закупкам, проводимым в рамках 223-ФЗ.
· Ожидаемые изменения в КОАП в части ответственности по закупочным статьям.
06 декабря 2024г.
09:30-10:00 Регистрация
10:00-17:00 Работа семинара
11:00-11:30 Кофе-пауза
13:00-14:00 Обед
Лектор: Бабунов Сергей Валерьевич
223-ФЗ: Практические аспекты закупочного законодательства в 2024 году.
Актуальные изменения, разъяснения, практика применения. Анонс ближайших изменений законодательства, введения и разработки новых нормативных актов, сроки их принятия:
· NEW понятие Участник закупки с 01.10.2024г.;
· NEW – новый порядок применения национального режима в 223-ФЗ с 2025 года (318-ФЗ от 08.08.2024):
· отмена устаревших НПА – какие текущие НПА в рамках нац. режима будут отменены;
· новый порядок предоставления преимуществ;
· новый порядок установления запретов;
· новый порядок установления ограничений;
· новый порядок подтверждения соответствия продукции;
· двухуровневая система допуска продукции;
· новая форма отчетности о соблюдении национального режима;
· какие изменения нужно будет внести в Положение о закупках до 01.01.2025г.
· NEW Проект поправок в КоАП – новые составы нарушений и увеличенные сумм штрафов (проект 594965-8 внесен в ГД 05.04.2024г.- планируемый срок вступления поправок в силу 01.01.2025г.):
· нарушения срока и порядка заключения договора;
· не соблюдение требований к объему закупок у МСП;
· нарушение срока и порядка внесения сведений в реестр договоров;
· увеличенная сумма штрафа на членов комиссии за не обоснованный допуск/отказ в допуске участников и др.
Другие изменения:
· Новые функции Федерального казначейства по контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций заказчиков в рамках 223-ФЗ;
· Порядок обоснования малых закупок и закупок на подотчетные средства;
· Новый порядок участия в закупках с 19.08.2024г.;
· Особенности применения штрафа за нарушение сроков оплаты по договору с МСП;
· ФАС и Минфин об особенностях закупок подсанкционных заказчиков;
· Минфин об особенностях заполнения плана закупок;
· Особенности установления требований к обеспечению заявок/договора, порядок проверки и основания отклонения заявки/признания уклонившимся от заключения договора (банковская/ независимая гарантия). Новая судебная и административная практика;
· Дополнительные обязательные случаи проведения закупок по 44-ФЗ для гос. предприятий, работающих в рамках 223-ФЗ;
· Демпинг - инструменты борьбы с демпингом. Обзор практики применения антидемпинговых мер крупнейшими заказчиками. Ошибки заказчиков при применении антидемпинговых мер, согласно решений УФАС;
· Порядок включения гарантий в единый реестр;
· Обновленный порядок формирования и размещения планов закупок в ЕИС и на Официальном сайте;
· Особенности оценки планов закупки подсанкционных заказчиков.
· Изменения в перечнях закупок, не подлежащих публикации;
· Особенности закупок ПО для объектов КИИ. Порядок обоснования невозможности закупки отечественного ПО. Порядок и сроки перехода на доверенные программно-аппаратные комплексы;
· Требования к порядку оценки заявок. Типовые ошибки при формировании подкритериев, ошибки при установлении весовых показателей критериев. Особенности использования Индекса деловой репутации в качестве критерия оценки. Позиция ФАС.;
· Тонкости установления требований к порядку оценки коллективного участника;
· Особенности установления обязательных требований к коллективным участникам, в том числе в части лицензий, статуса СМСП, членства СРО, аккредитации на ЭП;
· Последствия чрезмерного усложнения инструкции по подготовке заявок;
· Запреты на участие в закупках отдельных видов организаций;
· Порядок закупки у взаимозависимых лиц. Особенности определения единого технологического процесса;
· Особенности установления требований в части страны происхождения товара;
· Особенности объединения ПИР, СМР и оборудования в одном лоте;
· Основания внесения поставщика в РНП;
· Основания не вносить поставщика в РНП;
· Порядок мониторинга закупок;
· Особенности заполнения ежемесячного отчета в части содержания прикрепляемого файла (учет и отражение в отчете непубликуемых закупок);
· Отчет о закупках продукции машиностроения;
· Полномочия ФАС в рамках 223-ФЗ - какие виды проверок возможны;
· Особенности дистанционного рассмотрения жалоб;
· Обзор профильных статей КОАП и классификация нарушений влекущих административную ответственность c ПРИМЕРАМИ;
· Порядок предоставления преимуществ в рамках 925-ПП. Примеры расчета соотношения долей российского и иностранного товара (работ, услуг) в смешанном предложении участника. Два практических подхода УФАС в части порядка предоставления преимуществ;
· Практика применения 925-ПП РФ при закупках радиоэлектронной продукции;
· Порядок и особенности подтверждения страны происхождения товара (ПП 719, Приказ ТПП и т.д.);
· 127-ФЗ от 04.06.2018 "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств"- практика применения.
Специальные меры в сфере экономики:
· Дополнительные основания закупки у ед. поставщика;
· Дополнительные требования к участникам закупок;
· Основания изменения цены и объема при исполнении контракта /договора;
· Случаи, когда поставщик не вправе отказаться от заключения контракта /договора.
Особенности закупок у СМСП:
· Порядок определения объема закупок у СМСП;
· Обновленные требования к соблюдению объема закупок у СМСП;
· Порядок учета закупок у СМСП;
· Минфин о формировании цены по итогам аукциона при закупках у СМСП;
· Практика применение неконкурентных способов закупки для закупок у СМСП – разъяснения Минфина;
· Срок оплаты по договорам с СМСП;
· Коллективный участник и закупка среди СМСП;
· Программы по развитию поставщиков из числа СМСП для участия в закупках - форма программы, порядок отбора участников для программы. Обзор реализации программ развития отдельными заказчиками. Формы поддержки - офсетные договора, консультационная, финансовая и др.
· Перечень сведений и документов, которые вправе требовать заказчик при закупке у СМСП;
· Электронные магазины для закупок у СМСП на ПРИМЕРАХ;
· Годовой отчет о закупках у СМСП;
· Годовой отчет о закупках инновационной продукции, в том числе у СМСП;
· Разъяснение казначейства о порядке перехода на 44-ФЗ организаций, не выбравших объем у СМСП.
Особенности договорной работы в рамках 223-ФЗ:
· Порядок установления и публикации в Положениях и ЕИС иных сроков и порядка оплаты с ПРИМЕРАМИ;
· "Параллельный импорт" при исполнении договоров;
· Обязанность включения в реестр договоров расширенного объема информации;
· Порядок размещения отчетности о договорах;
· Порядок внесения данных в реестр договоров;
· Основания изменения существенных условий в договорах в 2024г.;
· Порядок авансирования по договорам в 2024г.;
· Рекомендации о предельном сроке действия договора;
· Минфин о ретроактивной оговорке в договорах по 223-ФЗ;
· Два разрешенных вида рамочных договоров;
· НДС в составе цены – актуальная практика;
· Особенности отражения информации о продукции подлежащей прослеживаемости;
· Особенности исполнения договора при переходе через «0» в закупках по цене единицы;
· Практика проверок отказов заказчиков от заключения договора;
· Офсетные договора в 223-ФЗ – комментарии Минфина.
Обоснование НМЦД:
· Обзор методов обоснования НМЦД на примере положений крупнейших заказчиков;
· Типовые ошибки при формульном ценообразовании и обосновании цены, цены единицы, единичных расценок (ошибки при сборе КП, при использовании исполненных ранее договоров и т.д.);
· Как правильно собрать коммерческие предложения заказчику;
· Критерии корректности используемого КП – срок действия, статус и правомочность поставщика, технологические возможности, проверка на соответствие рыночным условиям и т.д.;
· Критерии корректности используемого контракта/договора – статус, наличие штрафов, сопоставимость условий и номенклатуры и т.д.;
· Как обосновывается цена в закупках у ед. поставщика – 3 момента подлежащих обоснованию;
· Обзор нарушений выявляемых при проверке обоснований НМЦД;
· Риски и последствия завышения/занижения цены.
ПРАКТИКУМ - *Сочетание метода сопоставимых рыночных цен и средневзвешенной цены. Корректное обоснование применения наименьшей цены.
ПРАКТИКУМ - *Обосновываем НМЦД с ед. поставщиком на основе рекомендаций ФАС*
«Дробление»/ «укрупнение» закупки как нарушение:
· Признаки «дробления»/«укрупнения» ;
· Практика проверок;
· «Дробление» в судебной практике;
· Выявляемые нарушения на конкретных примерах:
· несколько малых закупок у одного участника;
· несколько малых закупок у нескольких участников;
· несколько малых закупок на подотчетные деньги;
· регулярность малых закупок за несколько лет;
· «дробление» взаимосвязанного предмета закупок;
· малые закупки через агрегаторы у конкретного поставщика при ограничениях в ТЗ;
· конкурентные закупки с дроблением предмета и ограничениями в ТЗ;
· не обеспечение экономической эффективности посредством «дробления»/«укрупнения» и др.
· Одновременные признаки уклонения от электронных процедур и сговора;
· ПРИМЕРЫ признания недействительными договоров, заключенных в результате «дробления» закупок;
· ПРИМЕРЫ административной и уголовной ответственности за «дробление».
Квотирование (ПП РФ N 2013 от 03.12.2020):
· Квотирование и требования 925-ПП;
· Обзор решений ФАС по жалобам на закупки квотируемой продукции;
· Изменения в правилах квотирования;
· Новые правила ведения реестра промышленной продукции РФ и регистрации производителей. Разъяснения Минпромторга по порядку применения нового сводного реестра промышленной продукции;
· Ответственность за несоблюдение норм квотирования.
Особенности процедур закупок по 223-ФЗ:
· Обновленный порядок публикации информации в ЕИС и на ОС;
· Признаки конкурентных процедур. Практика ФАС и Судов о признании неконкурентных закупок заказчиков конкурентными.
· Порядок публикации информации о закрытых закупках в ЕИС;
· Основания не размещать закупки в ЕИС;
· Способы реализации предварительного квалификационного отбора как инструмента защиты заказчика от недобросовестного поставщика – обзор УСПЕШНЫХ и РИСКОВАННЫХ практик, результаты проверок ФАС;
· Антимонопольные требования к торгам;
· Алгоритмы основных способов закупок – Аукцион/Конкурс/Запрос котировок/Запрос предложений;
· Порядок и особенности проведения закупок по цене единицы Т/Р/У;
· Порядок и особенности проведения закупок с формульным ценообразованием;
· Основные ошибки при проведении электронных закупок;
· До запросов – практика проверок;
· Последствия ухода от электронных процедур путем дробления закупок (штраф/уголовная ответственность);
· Электронные магазины малых закупок в 223-ФЗ;
· Примеры реализации НЕ конкурентных способов закупки с правом указания товарного знака;
· Ошибки при проведении пост квалификационного отбора;
· Возможность ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАКУПОК БЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ: право/риски заказчика и возможные варианты действий в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся;
· Новое основание закупки у единственного поставщика;
· Сроки, основания и порядок отмены закупки. Риски и последствия неправомерной отмены;
· Особенности проведения закупок обязательного аудита, аудита, финансовых услуг;
· Особенности проведения закупок компьютеров;
· Какие закупки не регулируются и что не считается закупкой по 223-ФЗ.
Требования к закупочным комиссиям в части противодействия коррупции:
· Соотнесение понятий «конфликт интересов» и «аффилированность»;
273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»:
· организационные основы противодействия коррупции;
· обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции;
· меры по профилактике коррупции;
· запрет отдельным категориям лиц на открытие счетов в иностранных банках, владение иностранными финансовыми инструментами и т.д.;
· предоставление сведений о доходах/о расходах,
· контроль за законностью получения средств;
· обязанность уведомлять о случаях обращения лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
· меры и порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
· установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения;
· ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения;
· ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Обжалование процедуры закупки:
· Сроки, порядок подачи и содержание жалобы;
· Процедура рассмотрения жалобы;
· Готовим возражения, выступление в ФАС РФ;
· Обжалование действий (бездействий) оператора электронной площадки;
· Процедуры, не подлежащие обжалованию;
· Проявления недобросовестной конкуренции в сфере закупок.
Практика ФАС по актуальным вопросам применения 223-ФЗ:
· Нарушения при формировании порядка оценки;
· Практика обжалований закупок у Ед. поставщика;
· Анти конкурентные соглашения – практика выявления и доказывания сговора, риски административной и уголовной ответственности, инструменты защиты;
· Нарушения в порядке указания конкретной страны происхождения;
· Право заказчика оценивать только опыт по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
· Обзор типовых нарушений в извещениях/документациях;
· О требованиях к соглашению коллективного участника;
· О требованиях детализировать предлагаемую цену;
· О требованиях предоставить в заявке смету или доработать смету;
· Нарушения при установлении требований к участникам;
· Нарушения при формировании Технических заданий;
· О требованиях к предоставлению образцов;
· Нарушения при проведении предварительной квалификации;
· Нарушения при применении 925-ПП;
· Возможно ли направлять до запросы о разъяснении заявки/предоставлении дополнительных документов;
· Нарушения в виде ограничения опыта конкретным сроком/суммой/видом.
Судебная практика по актуальным вопросам применения 223-ФЗ:
· Основные ошибки в заявках в электронных закупках;
· Обзор практики Верховного суда РФ по 223-ФЗ за 2023г.;
· Возможность отклонения заявок за плохую деловую репутацию участника;
· Можно ли требовать от поставщика детализации цены в заявке;
· Дозапросы информации как нарушение;
· Может ли заказчик устанавливать критерии и порядок оценки на свое усмотрение;
· В каких случаях заказчик обязан оплатить доп. работы, не предусмотренные договором;
· О заключении договора с ед. участником;
· Особенности оценки заявки коллективного участника;
· Может ли заказчик устанавливать требования к участникам квалификационного отбора на свое усмотрение;
· Право требовать статус производителя или дилера;
· Может ли поставщик успешно расторгнуть через суд, договор, который нельзя исполнить из-за санкций;
· Риски излишней детализации порядка оценки;
· Право заказчика отказаться от заключения договора с ед. соответствующим участником;
· Может ли заказчик требовать подтверждение опыта документами из банка, подтверждающими факт расчетов по оцениваемому договору;
· Можно ли закупать однотипные работы на разных объектах в рамках одного договора;
· Алгоритм завершения несостоявшейся закупки при наличии одной соответствующей заявки;
· Рост цен не основание уклоняться от подписания договора;
· О требовании предоставить образцы при подаче заявки;
· Поломка компьютера не уважительная причина для не подписания договора;
· Оценка заявок с НДС и без НДС;
· Две НМЦД в договоре;
· Особенности применения 925-ПП – ЕАЭС/ВТО – НОВАЯ ПРАКТИКА;
· Обязанность заказчика всесторонне проверять выразил ли участник согласие;
· Ошибки при отмене закупки;
· Обжалование оснований закупки у ед. поставщика – когда обяжут убрать пункт из Положения о закупках;
· Ошибки при установлении требования наличия опыта и опыта как критерия оценки и др.
Практические советы по формированию Технических заданий:
· Оптимальные пути реализации взаимодействия подразделений заказчика при подготовке ТЗ. Минимизация рисков конфликта функционального заказчика (инициатора), закупщиков, юристов, плановиков и бухгалтерии.
· *Горизонтальная* и *Вертикальная* эффективность закупки.
· Нарушения при подготовке Технических заданий и обоснований Н(м)ЦД несущие риски уголовной ответственности.
· NEW – примеры содержания Регламента закупочной деятельности в части порядка установления персональной ответственности функционального заказчика (инициатора разработчика ТЗ).
· Новые требования к подтверждению соответствия продукции;
· Особенности установления требований к наличию лицензий и документы, подтверждающие факт наличия лицензии;
· Особенности установления требования к членству в СРО и порядок проверки;
· Особенности установления требований о предоставлении и сроке действия РУ, СП, СТ-1, сертификатов, деклараций и их проверки;
· Правила указания товарных знаков при проведении закупок;
· Можно ли запретить привлечение субподрядчиков;
· Особенности закупок ПИР/СМР, «под ключ» (в т.ч. с поставкой оборудования);
· Особенности закупок «жизненного цикла»;
· Примеры правильного обоснования требуемых характеристик товара;
· Обязанность заказчика предоставить полный комплект технической и проектной документации;
· Допуск участников для ознакомления с объектом – позиция ФАС и Минфина;
· Практические рекомендации по применению ТР и национальных стандартов;
· Порядок и особенности формирования лотов. Обзор ошибок лотирования;
· Правила описания Товаров/Работ/Услуг;
· Разъяснения ФАС по проблемным вопросам подготовки Технических заданий;
· ФАС России о формировании объекта закупки при осуществлении закупок медицинских изделий;
· Обзор актуальных результатов проверок технических заданий в рамках 223-ФЗ;
· Разработка технологической карты технического задания по видам Т/Р/У.
____________________________________________________________________________
СТОИМОСТЬ:
Очное участие в конференции 4 дня – 54 900 рублей. НДС не взимается. В стоимость входит: обучение 1 слушателя 4 дня, обеды, кофе-брейки, методические материалы, именной сертификат участника, подарки.
Очное участие в конференции 2 дня – 38 900 рублей. НДС не взимается. В стоимость входит: обучение 1 слушателя 2 дня, обеды, кофе-брейки, методические материалы, именной сертификат участника, подарки.